Возвращение «Сусанина»

 

Уникальное музыкальное событие в рамках Романовских торжеств — второе рождение замечательной русской оперы венецианского композитора Катерино Кавоса (Catterino Cavos), премьера которой состоялась в петербургском Малом театре в 1815 году, задолго до появления «Жизни за царя» Глинки. Подвиг русского крестьянина, отдавшего жизнь за рождение новой русской царской династии, как никогда важен для нас в юбилейный год 400-летия избрания на царство Михаила Федоровича Романова и окончания Смуты в России. 

Подвиг, положивший начало новой эпохе русской истории. 160 лет забвения — и мы становимся первыми слушателями уникального музыкального памятника, ставшего предтечей особого направления русской героической оперы и нашедшего продолжение в музыке Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина... 

Идея возрождения оперы и возвращения ее к сценической жизни принадлежит Ивану и Юлии Глазуновым. При поддержке Фонда Святителя Василия Великого и лично Константина Малофеева в сотрудничестве с известным московским композитором Георгием Дмитриевым, создавшим новую инструментовку и музыкальную редакцию произведения, в юбилейный год осуществлен выпуск компакт-диска оперы и ведется работа над постановкой спектакля. Проект осуществляется под художественным руководством заслуженного художника России Ивана Глазунова, заслуженного артиста России Петра Дмитриева и режиссера Юлии Глазуновой.

 

Историческая справка


Катерино Кавос (1777-1840). Итальянский композитор, работавший в России в первой половине XIX века. Сыграл видную роль в развитии русской культуры. Родился в старинной венецианской семье. Отец композитора Альберто Кавос-старший был известным танцором, хореографом и импресарио при театре Ла Фениче в Венеции. Композитор Кавос был приглашен в должности капельмейстера в 1798 году в русскую труппу императорских театров. В России был дирижером, режиссером, возглавлял вокальную школу. Впоследствии возглавляет императорскую оперу и сочиняет музыку, которая привела к рождению русской национальной оперы как самостоятельного жанра. Опираясь на народную песню, изучая фольклорные мотивы и опираясь на итальянскую оперную традицию, Кавос сочиняет оперу «Иван Сусанин», которая становится началом русской национальной оперы, заложившей русскую музыкальную традицию, на основе которой родились гениальные произведения русской музыкальной культуры (Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский и т. д.). Опера на протяжении сорока лет с успехом шла на сценах главных русских театров — Петербургского Большого Каменного театра и Большого театра в Москве с 1815 по 1854 гг. Его служение императорскому Дому охватывает царствования Павла I, Александра I и Николая I. Династия Кавосов с честью служила славе русского отечества: сын композитора Альберто Кавос-младший стал академиком архитектуры, в 1860 г. построил Мариинский театр в Санкт-Петербурге и руководил восстановлением Большого театра в Москве. 

После появления оперы последователя Кавоса, великого русского композитора М. Глинки «Жизнь за царя», где были интерпретированы те же исторические события, опера Кавоса «Иван Сусанин» постепенно сошла с подмостков русского театра и была незаслуженно забыта. Наша задача — заново открыть и переосмыслить творчество замечательного русско-итальянского композитора Катерино Кавоса, представить русскому и европейскому зрителю значительную и талантливую музыку, которую никто не слышал уже 160 лет. Мы хотим воспроизвести атмосферу и ауру того времени, когда менялись эпохи — уходящий XVIII век и молодой XIX-ый. То время, когда рождалась русская музыкальная культура, которая и поныне составляет нашу гордость. 

Опера в двух действиях. Приблизительное время звучания — 1 час 30 минут. В спектакле пять действующих лиц, оркестр и хор. 

В настоящее время монтируется студийная запись музыки в исполнении оркестра, хора и солистов театра «Новая опера» (Москва). Выпуск диска планируется к сентябрю 2013 г. 

Идея последующей жизни спектакля состоит в том, чтобы его можно было показывать на оперных фестивалях, российских и международных, так как он будет представлять интерес зрителям не только с музыкальной, но и с исторической и образовательной точек зрения. К премьере готовится издание альбом о судьбе композитора, истории оперы и ее возрождения. Научные статьи для альбома подготавливают итальянские и российские авторы - литературовед и русист Алессандро Романо, музыковед, специалист по Кавосу Анна Джуст, историк балета и архивист Рита Дзамбон и другие. 

 

Фабула оперы «Иван Сусанин» 

В основе сюжета оперы лежит рассказ о том, как простому крестьянину Ивану Сусанину удалось спасти царя Михаила Федоровича Романова, отдав жизнь за него. Действие происходит в русской провинции XVII века, около города Кострома, во владениях бояр Романовых (1612 год). После освобождения русского царства от польских врагов, объединившихся с внутренними врагами бояр Романовых, главных претендентов на русский царский трон, страна вновь обретает спокойствие, а молодые Маша (дочь Ивана Сусанина) и ее жених Матвей собираются наконец сыграть свадьбу. Но Машин отец крестьянин Иван Сусанин еще опасается за судьбу своего барина Михаила Федоровича Романова, владельца Костромской усадьбы. Опасение не напрасно, так как в деревню приходит гетманский отряд, который ищет молодого боярина. Разгадав намерение врагов убить Михаила Федоровича Иван обещает врагам показать дорогу в барскую усадьбу, но заводит их в глухой лес, обступивший деревню, чтобы они заблудились и чтобы Матвей успел предупредить боярина об угрозе. Пробродив в лесу всю ночь, Иван делает вид, что заблудился и объявляет, что намерен спрашивать о дороге, приводит врагов к своему дому, где дети Маша и Алексей ждут его в беспокойстве. Посланный предупредить боярина Матвей еще не успел вернуться с верной вестью о том, что царь в безопасности. Сусанин отправляет своего сына Алексея через окошко к боярину, понимая, что самого его ждет смерть. Он прощается с детьми в последний раз. Потеряв терпение, враги врываются в избу, узнают Машу и понимают, что Сусанин их обманул. Они пытаются получить силой нужные им сведения, но Иван противится, заявляя, что готов отдать счастье и даже жизнь, чтобы спасти царя и отечество. Трагической развязке препятствует прибытие Матвея, вернувшегося, чтобы защитить своих близких. В ту минуту, когда гетманские воины готовы расправиться с Иваном и его семьей, русская дружина, предупрежденная маленьким Алексеем, входит в избу и задерживает врагов. Благодарные Сусанину за жертву, все радуются благополучному окончанию действия и спасению царя и отечества. 

Автор либретто князь А. Шаховской (1777 — 1846) подчеркивает важность самопожертвования русского народа в пользу отечества и его сплоченность перед врагом в критический момент истории государства. Отношения между царем и народом в либретто Шаховского оказываются аналогичными тем, которые соединяют отца с сыновьями.